Колеса для велосипеда: конструкция и особенности

Материал подготовили: Клочков ОлегЛиповская Юлия
Для разных дисциплин — разные колеса

Степень безопасной и комфортной езды на велосипеде во многом зависит от установленных на транспортное средство колёс, ведь основная задача колеса для велосипеда — не только справляться с весом велосипедиста, но и амортизировать ударные нагрузки от препятствий на дороге, а также обеспечивать хорошее сцепление с ней и накат.

Элементы конструкции велосипедных колёс

К колесам для велосипеда и всем их составляющим предъявляются строгие требования: при небольшом собственном весе они должны обладать значительным запасом прочности.

Обод служит каркасом для велопокрышек. От его прочности зависит долговечность колеса, безопасность велосипедиста, а также скорость передвижения. Недорогие утилитарные велосипеды комплектуются колёсами с одностенными ободами. Усиленные (двух- и трёхстенные) обода легко справляются с ямами и препятствиями на дорогах, ими оборудуются колёса велосипедов для экстремальной езды.

Втулки (ступицы) — конструктивные составляющие колёс, задающие и удерживающие крутящий момент. Наиболее простые — передние. Они представляют собой цилиндрический корпус с осью и подшипниковыми узлами. Более сложные с множеством функций — задние втулки. Они могут быть резьбовыми, барабанными и планетарными. Для их крепления используют быстросъёмные зажимы или гайки. 

Конструкция колеса велосипеда

Спицы соединяют обод колеса с втулкой. Они дополняют амортизационные свойства велосипедных камер, одновременно обеспечивая колесу прочность и жёсткость. Число спиц всегда кратно 4, их в традиционных колёсах приблизительно три десятка. «Экзотические» варианты спиц — это от 3 до 6 лопастей-спиц в моноблочных колёсах из карбона.  

Покрышки в свою очередь защищают камеры от повреждений, а также обеспечивают комфортную и безопасную езду. Как и обода, они отличаются диаметром и шириной. Для каждого стиля езды и вида дорожного покрытия производят свой вид покрышек: дорожные (слики), универсальные (полуслики), грязевые и зимние.  

Камеры — это размещаемые внутри покрышки, накачиваемые полые изделия из резины либо другого эластичного материала. Способны выдерживать огромные нагрузки и отличаются разным диаметром и шириной. Для защиты камер от острых головок спиц, в ободе поверх них накладывают резиновый флиппер.

Для подачи воздуха в камеру используется ниппель, содержащий внутри себя клапан. Долгое время велосипедный ниппель был единственным используемым типом. Сейчас большое распространение получили более практичные автомобильные (Shrader) и спортивные (Presta) ниппели.

Разновидности ниппелей

Размер колёс — это один из важнейших параметров велосипеда. Традиционная маркировка размеров колёс для велосипедов учитывает их внешний диаметр (то есть покрышек, а не ободов). При маркировке колёс чаще всего этот параметр указывают в дюймах, реже – в миллиметрах. 

В настоящее время большинство производителей комплектуют велосипеды с колёсами таких размеров:

  • 20-дюймовые. Установлены на ВМХ-ах, детских (8-11 лет) и некоторых складных велосипедах;
  • 24-дюймовые встречаются на подростковых, а также экстремальных байках (фрирайд и др.);
  • 26-дюймовые колеса характерны для городских и горных велосипедов. Кстати, это самый распространённый размер;
  • 27-дюймовые колеса — это классический шоссейный вариант;
  • 27,5-дюймовые можно встретить на некоторых горных велосипедах. Они устанавливаются с 2013 года;
  • 28-дюймовые колеса устанавливают на дорожные или гибридные байки;
  • 29-дюймовые (твентинайнеры)  — это новый размер колёс для горных моделей велосипедов.
Впечатляющая инновация — 36-дюймовые колеса

Инновационной и весьма необычной разработкой производителей велосипедов можно назвать появившиеся на рынке огромные 36-дюймовые колёса, позволяющие велосипедистам достаточно легко справляться с препятствиями на трассе.

В заключение

Колёса для велосипедов продолжают совершенствоваться. Увеличение их прочности и минимизация веса — это то, над чем трудятся десятки лет все производители и плоды их разработок уже понемногу завоевывают рынок. Пожалуй, самой интересной новинкой являются колеса, имеющие внутриколёсную систему амортизаторов. Их появление сулит велосипедистам максимальный комфорт при движении.

Велосипедные покрышки

Зимний протектор на велосипеде

Вряд ли можно встретить байкера, который не согласился бы с утверждением, что велопокрышки – важнейшая составляющая велосипеда. Именно они обеспечивают сцепление велосипеда с дорожным покрытием и от того, правильно ли подобраны покрышки под конкретные условия езды и погодные условия, зависит управляемость и комфорт передвижения. Не менее важно соответствие габаритов покрышки размерам и конструкции велосипедного обода.

Выбор покрышки для велосипеда осложняется и тем, что наряду с привычными нам камерными, появился большой выбор бескамерных покрышек. Эти изделия имеют свои особенности и специфику, свою маркировку. Кстати последняя также только недавно получила приемлемую и более понятную систематизацию.

Устройство велосипеда: важные моменты
Была ли наша статья полезной для Вас?
Доступно символов
Доступно символов