Типы тормозов велосипеда

Тормоза — это важнейший элемент любого транспортного средства, в том числе и велосипеда. От них напрямую зависит жизнь и здоровье велосипедиста и окружающих, поэтому им нужно уделять особое внимание и перед каждой поездкой проверять их исправность.
В целом все тормоза различаются по типам, стоимости и особенностях конструкции, но их функция остается прежней — остановить велосипед, когда это необходимо.
Основные типы тормозов велосипеда
Конструктивные особенности тормозных механизмов и специфика их работы, обусловили размежевание тормозов по типам на:
- Барабанные
- Ободные
- Дисковые
- Роллерные
Теперь давайте поподробнее рассмотрим каждый из них.
Барабанные тормоза
До недавнего времени, это был самый распространённый вид. Те, кто катался на советских велосипедах хорошо помнят, что торможение с их помощью происходит в следствии нажатия на педаль в противоположном вращению направлении. Через цепь передаётся усилие на колодки, расположенные внутри барабана, а колодки в свою очередь прижимаются к стенкам барабана и осуществляют торможение.
Такой тип тормозов очень долговечен, так как стенки барабана защищают механизм от пыли, грязи и воды. Кроме того, они не требуют особой регулировки и не портят обод. Ну и последний плюс таких тормозов — на качество торможения не влияет «восьмёрка».
Но кроме плюсов у барабанных тормозов есть и существенные недостатки: невозможность движения педалей назад и тяжело контролируемая сила торможения. Если неожиданно слетит цепь — придётся туго, особенно если не предусмотрен передний дублирующий тормоз.
Такой тип тормозов предпочтителен для спокойной и размеренной езды и в наши дни используется в основном на круизерах.
Ободной тип тормозов

Сегодня это самый распространённый вид тормозов. Они обычно встречаются на шоссейных, дорожных, городских и детских байках.
Принцип их действия основан на том, что путём воздействия на тормозную ручку, осуществляется натяжение тросика подведённого к тормозным колодкам. Колодки сжимают с двух сторон обод, и таким образом происходит процесс торможения.
Благодаря тому что накладки колодок изготовлены из резины, стираются в первую очередь они, а не обод. Это весьма эффективный тип тормозов, особенно если они изготовлены проверенным производителем.
Недостаток такого вида заключается лишь в том, что постепенно изнашивается обод. Кроме того, в сырую, снежную и морозную погоду эффективность таких тормозов резко падает. Если на обод каким то образом попало масло, считайте что тормозов у Вас нет, а «восьмёрка» на колесе и вовсе внесёт существенный дискомфорт в пользование ободными тормозами.
Также нужно отметить, что ободные тормоза делятся на: кантилеверные, клещевые и v-brake. Они совсем немного отличаются между собой по конструкции, но в целом принцип торможения у них одинаковый.
Дисковые тормоза
В последнее время производители всё чаще устанавливают на велотехнику дисковые тормоза, так как в сравнении с рассмотренными выше типами, они намного эффективнее выполняют свою функцию.
Принцип работы тормозов данного вида основан на взаимодействии «ротора» и «калипера»
Ротором называют перфорированный металлический диск, который крепят на втулку колеса.

Калипер — это устройство посаженное на ротор таким образом, что последний частично располагается как бы внутри калипера. В самом калипере находятся колодки, соединённые тросиком с ручкой тормозов. При нажатии ручки, колодки сжимают ротор с двух сторон.
Коэффициент трения колодок здесь на порядок выше чем в ободном типе, благодаря этому торможение в разы эффективнее. Силу тормоза можно легко и плавно контролировать.
Более того, прихоти погоды практически не сказываются на работе таких тормозов и им совсем не страшны «восьмёрки».
Из недостатков можно отметить лишь стоимость и трудности при регулировке, а также вес — 300-500 граммов лишнего груза. Но над этим вопросом неустанно работают конструкторы и уже есть устойчивые тенденции к снижению веса.
Дисковые тормоза разделяют на механические и гидравлические. Первые имеют невысокую цену и ремонтопригодны даже в полевых условиях. Второму типу не страшны никакие погодные условия и температурные режимы, что обуславливает их использование на маунтинбайках, но стоят они на порядок дороже и не так просты в обслуживании.
Роллерный тип тормозов

Задумкой их создателя было придать новое дыхание барабанному типу тормозов, хотя и с определёнными конструктивными особенностями. В отличии от барабанного тормоза, в этом типе возможно вращение педалей назад. В остальном же, в них постарались сохранить все достоинства их барабанных собратьев.
Однако подмечено, что велосипеды с такими тормозами имеют несколько ухудшенные характеристики при движении накатом, из-за чего такой тип так и не получил широкого распространения.
Мы постарались дать общее представление об основных типах велосипедных тормозов. Надеемся, полученные знания позволят Вам сделать правильный выбор.